Вы являетесь медицинским работником? Для полного доступа к медицинской информации войдите или зарегистрируйтесь.
Внедрение искусственного интеллекта в здравоохранение России: барьеры и решения
В подкасте «Искусственный интеллект в здравоохранении России» Валерия Лемешко, руководитель подразделения по работе с органами государственной власти и развитию здравоохранения компании Рош, рассказала1 о текущем состоянии и перспективах применения искусственного интеллекта (ИИ) в фармацевтической отрасли и в практике современных врачей.
Cовременное здравоохранение уже невозможно представить без ИИ, который активно наращивает обороты и применяется на всех этапах пути препарата, от разработки до доставки пациентам лекарственных средств. В процессе диагностики и лечения пациентов медицинские работники используют системы анализа электронных медицинских карт и медицинских снимков пациентов, программ для автоматизации процессов медицинских организаций.
Несмотря на успешный опыт внедрения ИИ-решений в российское здравоохранение, существуют барьеры, которые препятствуют полноценному развертыванию технологий ИИ в медицинских организациях, а именно:
1. Нет утвержденной оценки технологий здравоохранения (ОТЗ) для цифровых решений на основе искусственного интеллекта
Оценка технологий здравоохранения (ОТЗ) применяется для определения экономической приемлемости внедрения технологий в сектор здравоохранения. Изначально ОТЗ применялась к лекарственным препаратам2. Бум цифровых технологий привел к необходимости оценивать их эффективность и целесообразность внедрения, а также определять, кто должен оплачивать и применять эти решения.
В настоящее время в России нет утвержденной официальной методологии ОТЗ для цифровых решений. Она разрабатывается экспертным сообществом с участием различных участников системы здравоохранения (IT-индустрии, клинического сообщества, экономистов, фармацевтической индустрии). Уже есть черновики классификации цифровых решений и подходов к критериям оценки, однако единых подходов нет.
В рамках ОТЗ должны оцениваться — клиническая эффективность (влияние на показатели здоровья, часто в долгосрочной перспективе) и влияние на изменение организационных процессов в здравоохранении (например, оптимизация времени медперсонала, снижение этапов маршрута пациента). Детали эффективности должны быть прописаны для каждого типа технологий ИИ (экономия денег, времени персонала/пациента). Важные критерии включают кибербезопасность и экономию бюджетных ресурсов от применения технологий в долгосрочной перспективе.
Мировая практика показывает, что ведущие агентства по ОТЗ из Великобритании, Германии и Франции разработали соответствующие руководства и классификации цифровых решений, в т.ч. с ИИ в которых заложены критерии оценки, варьирующиеся по объему требуемых доказательств в зависимости от влияния технологии на пациента и на системц здравоохранения.
2. Возникает проблема «черного ящика» при внедрении технологий искусственного интеллекта в сервисы для пациентов
Применение ИИ, дающего рекомендации пациентам по лечению, является сложным этическим вопросом и сопряжено с рисками из-за принципа работы ИИ как «черного ящика». Например, использование генеративного ИИ может привести к получению ложных диагнозов и вреду пациента – если эти выводы и решения не перепроверяются врачом.
Более перспективное направление – использование ИИ для анализа персональных данных (например, с носимых устройств) и наличие рекомендаций обратиться к врачу при отклонениях, что способствует в большей степени профилактике, без прямого влияния на процесс лечения.
3. Отсутствие регулируемого института внедрения искусственного интеллекта в здравоохранение
Самый большой барьер – это отсутствие регулируемого института внедрения, то есть четкого понимания, какие задачи ИИ должен решать, какие технологии востребованы, как их внедрять, какие доказательства необходимы и кто должен это оплачивать. Необходима выработка «правил игры» со стороны регулятора для обеспечения массового внедрения. Фармацевтическое сообщество, в том числе Рош, пытается помочь регулятору и IT-индустрии, делясь своей экспертизой в ОТЗ и международным опытом.
Заключение
Применение ИИ в здравоохранении подобно строительству моста: на начальном этапе требуется значительное инвестирование в фундамент и инфраструктуру, и сразу не будет видно прямой экономии средств, времени. Однако по мере того, как мост (технология) становится частью повседневной транспортной системы, он значительно оптимизирует маршруты, сокращает время и в долгосрочной перспективе приносит огромную выгоду всей системе, хотя первоначальные расходы и были значительны.
Источники:
- Подкаст «Искусственный интеллект в здравоохранении» (https://music.yandex.ru/track/141008262?utm_source=web&utm_medium=copy_link, дата обращения – 08.10.2025)
- «Модели организации ОТЗ в условиях российской системы здравоохранения», В.В. Омельяновский (https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-organizatsii-otz-v-usloviyah-rossiyskoy-sistemy-zdravoohraneniya/viewer, дата обращения – 08.10.2025)
