IPSOS – что в имени тебе моем?
Вне всяких сомнений, с трудностью выбора стратегии лечения сталкивается практически каждый онколог. Необходимо оценить совокупность симптомов, резерв организма пациента, выраженность сопутствующей патологии, наличие препаратов в стационаре и т.д. Для того, чтобы определить максимально выигрышную стратегию, необходимо вспомнить клинические рекомендации, клинические исследования (группы, которые получили пользу от выбранной терапии), учесть свой собственный опыт ведения подобных пациентов.
Удивительно, что исследователи IPSOS (глобального многоцентрового открытого рандомизированного контролируемого исследования III фазы) не стали выбирать самых сохранных пациентов, изучая их в идеальных условиях спланированного исследования и заранее предполагая благоприятные результаты, а бросили вызов и взяли в наблюдение самых тяжелых, возрастных, ослабленных пациентов.
Предпосылками стали данные из исследования MOON-OSS. При анализе результатов оказалось, что 30% пациентов с распространенным НМРЛ не получали платиновый дуплет. Почему? Решение не назначать им такую терапию было основано на совокупности клинических факторов, а именно: пожилой возраст (старше 70 лет), сопутствующие заболевания, плохой статус ECOG (2 и более).
Основываясь на результатах MOON-OSS, группа исследователей IPSOS решила посмотреть возможности использования моноиммунотерапии у таких пациентов и сравнить с монохимиотерапией (и точно не с платиносодержащей – у таких пациентов к ней много противопоказаний).
Кого же включили в исследование? Пациентов с НМРЛ IIIB/IV стадии, ECOG 2 или 3, но если ECOG был 0-1, то старше 70 лет. При этом более 70% пациентов, включенных в исследование IPSOS, были старше 70 лет и более 30% - старше 80 лет.
Возраст пациентов, включенных в исследование IPSOS
В силу возраста сопутствующую патологию имели практически все: заболевания сердечно-сосудистой, бронхо-легочной, скелетно-мышечной системы, заболевания печени, почек, суставов и т. д. Исключались пациенты с драйверными мутациями EGFR и ALK. Всего было включено 453 пациента. При назначении химиотерапии выбирали винорелбин или гемцитабин, в 2 раза больше пациентов получали атезолизумаб. По дизайну исследования фактором стратификации была экспрессия PD-L1 и метастазы в головной мозг.
Группы были хорошо сбалансированы: соотношение пациентов курильщиков или с метастазами в головной мозг примерно одинаково в группах, пациентов старше 80 лет также примерно по 30%. Интересен факт определения PD-L1 экспрессии: были и гиперэкспрессоры (по 16,6%), и с отрицательным статусом: в группе атезолизумаба – 50%, в группе химиотерапии – 40%.
Что получили? Увеличение показателей ОВ и ЧОО в 2 раза в группе атезолизумаба - независимо от статуса ECOG (даже если был больше 2), независимо от возраста (даже старше 80 лет) и независимо от статуса PD-L1 (даже с отрицательным). Через 2 года наблюдения каждый пятый пациент оставался под наблюдением (ОВ через 2 года – 24,3% в группе атезолизумаба и 12,4% в группе химиотерапии). ЧОО в группе атезолизумаба была 16,9% с длительностью ответа в 14 месяцев по сравнению с монохимотерапией (7,9% 7,8 месяцев, соответственно).
Надо отметить, что переносился атезолизумаб у такой сложной группы пациентов весьма неплохо: из 300 пациентов в группе атезолизумаба серьезные нежелательные явления, связанные с терапией, наблюдались только у 35 (11,7%), в группе химиотерапии - из 147 пациентов - у 23 (15,6%).
В связи с полученными результатами:
- возникает опция выбора атезолизумаба для пациентов пожилых, ослабленных, с коморбидной патологией, тем, кому противопоказана платиносодержащая химиотерапия;
- возникает вопрос: надо ли настаивать на определении PD-L1 экспрессии, так как в исследовании IPSOS было доказано, что применение атезолизумаба увеличивает ОВ независимо от PD-L1 экспрессии.
IPSOS: влияние экспрессии PD-L1 на ОВ
Таким образом, увидев на приёме пациента 70+ лет с подтвержденным НМРЛ IIIB/IV стадии, который в силу статуса ECOG или коморбидности не перенесет платиносодержащую ХТ, вспомните исследование IPSOS.
-
Полезные ссылки
Телефон горячей линии проекта «Молекулярная диагностика»
8-800 600-36-70 (звонок бесплатный)
По будням c 6:00 до 18:00 (МСК)
Ссылки:
- Lee S, Schulz C, Prabhash K et al. First-line atezolizumab monotherapy versus single-agent chemotherapy in patients with non-small-cell lung cancer ineligible for treatment with a platinum-containing regimen (IPSOS): a phase 3, global, multicentre, open-label, randomised controlled study. The Lancet, 2023, 451-463, 402(10400).
- 2. O'Sullivan H, Popat S. Atezolizumab in patients with advanced non-small-cell lung cancer who are platinum-doublet ineligible. The Lancet, 2023, 426-427, 402(10400)
- 3. Camerini А. et al, Selection Criteria and Treatment Outcome for Advanced Non-Small Cell Lung Cancer (NSCLC) Patients Unfit for Platinum-Based First-Line Therapy: Results of the MOON-OSS Observational Trial, Cancers 2022, 14, 6074
- 4. Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата атезолизумаб ЛП‑N=(001980)-(РГ-RU) от 12.09.2024