Революция в медицинском обслуживании пациентов: внедрение ИИ в здравоохранение
Применение искусственного интеллекта (ИИ) в здравоохранении коренным образом меняет наш подход к медицинскому обслуживанию пациентов. Технологии ИИ помогают выявлять закономерности и тенденции в данных пациентов, что позволяет точнее ставить диагнозы, прогнозировать исходы заболевания и персонализировать планы лечения. Автоматизация административных задач может значительно экономить время медицинских работников, что позволит им уделять больше внимания медицинскому обслуживанию пациентов, самообучению и отдыху.
Несмотря на большой потенциал ИИ, внедрение его в здравоохранение вызывает обеспокоенность в связи с необходимостью обеспечения конфиденциальности и этическими аспектами. Интеграция технологий ИИ должна осуществляться с максимально тщательным соблюдением конфиденциальности пациентов1.
Применение ИИ в здравоохранении
Существует множество практических примеров применения ИИ в здравоохранении:
- Более точная постановка диагноза. Одним из примеров является израильская компания Aidoc, занимающаяся разработкой медицинских технологий. Их программное обеспечение на базе ИИ позволяет автоматически анализировать медицинские изображения и отмечать возможные отклонения, сокращая тем самым время, затрачиваемое рентгенологами на анализ изображений2.
- Прогнозирование исхода заболевания. Сотрудники Университета Торонто использовали технологии ИИ для анализа геномных данных на базе своей платформы Health Data Nexus с целью прогнозирования риска рецидива у пациентов, что позволило разработать более персонализированные планы лечения3.
- Персонализация планов лечения. Технологии ИИ используются для создания индивидуальных планов лечения на основе данных пациентов. Например, вычислительная платформа Opal компании Valo объединяет в себе алгоритм машинного обучения, гистологические данные и данные пациентов с целью создания перспективных технологий ИИ, которые в будущем будут применяться для открытия и разработки новых лекарственных препаратов4.
- Выполнение административных задач. ИИ может помогать автоматизировать процесс создания графиков приема пациентов, а также упростить заполнение электронных медицинских карт, автоматически переводя данные пациента из рукописных документов или аудиозаписей в цифровой формат. Это может повысить точность и надежность электронных медицинских карт, снижая вероятность ошибок. ИИ также может помочь с выставлением счетов, автоматически проверяя наличие страхового покрытия и подавая заявления в страховые компании. Благодаря автоматизации административных задач медицинские работники могут сосредоточиться на медицинском обслуживании пациентов и улучшении результатов лечения3,4.
Более того, ИИ позволяет оптимизировать такие процессы, как разработка лекарственных препаратов, что ускоряет проведение клинических исследований и повышает их эффективность1,5.
В России решения с использованием искусственного интеллекта в медицине внедряют 70 регионов, сообщил заместитель министра здравоохранения РФ Павел Пугачев, выступая на форуме "Биотехмед". Пока большинство выбрали технологии, предназначенные для обработки медицинских изображений, таких как маммография, компьютерная томография органов грудной клетки и головного мозга, а также рентгеновские снимки органов грудной клетки. Кроме того, 32 региона заключили контракты на приобретение решений для электронных медицинских карт, как утверждается в презентации заместителя министра11.
Сохранение баланса между преимуществами и рисками применения ИИ в здравоохранении
Применение ИИ в здравоохранении связано с определенными преимуществами и рисками, которые чрезвычайно важно сбалансировать, чтобы обеспечить ответственное и этичное использование технологий ИИ. Основные риски связаны с обеспечением конфиденциальности при использовании и хранении данных пациентов. Медицинские учреждения должны следить за тем, чтобы данные пациентов были надежно защищены, а медицинские технологии на основе ИИ соответствовали действующим нормативным требованиям в отношении конфиденциальности. Кроме того, озабоченность вызывают и этические аспекты применения ИИ при принятии врачебных решений. Медицинские работники должны учитывать то, как ИИ может повлиять на их взаимоотношения с пациентами, и не забывать о том, что основной целью использования ИИ является благополучие пациентов.
Обеспечение прозрачности и конфиденциальности имеет решающее значение, поэтому пациентов необходимо информировать о том, как будут использоваться их данные, а также давать им возможность их контролировать. Медицинские работники должны ясно и четко объяснять пациентам, как работают системы на основе ИИ1,9.
Крайне важно повышать осведомленность об используемых в здравоохранении цифровых технологиях, а также совершенствовать навыки применения ИИ среди медицинских работников и пациентов, чтобы они понимали принципы работы медицинских технологий на основе ИИ и эффективно их использовать. Сюда входит организация обучения по использованию этих технологий, а также информирование о преимуществах и рисках применения ИИ в здравоохранении. Таким образом, сохранение баланса между преимуществами и рисками применения ИИ в здравоохранении требует тщательного рассмотрения этических аспектов, вопросов обеспечения конфиденциальности и соответствия нормативным требованиям, а также повышения осведомленности о цифровых технологиях в здравоохранении и совершенствования навыков применения ИИ среди медицинских работников и пациентов10.
Несмотря на некоторые задачи, которые еще предстоит решить, ИИ может произвести революцию в здравоохранении и улучшить результаты лечения пациентов.
Читайте также:
Список источников:
- Johnson, K. P., Wei, W. I., Weeraratne, D., Frisse, M. E., Misulis, K. E., Rhee, K. Y., Zhao, J., & Snowdon, J. L. (2020b). Precision Medicine, AI, and the Future of Personalized Health Care. Clinical and Translational Science, 14(1), 86–93. https://doi.org/10.1111/cts.12884
- Aidoc Case Study. (n.d.). Amazon Web Services, Inc. https://aws.amazon.com/solutions/case-studies/aidoc-case-study/
- About. (n.d.). https://healthdatanexus.ai/about/
- https://www.businesswire.com/news/home/20220119005073/en/Charles-River-and-Valo-Health-Announce-Strategic-Partnership-to-Provide-Clients-with-Access-to-AI-Enabled-Drug-Discovery-Solutions
- Hannah Burke. (n.d.). Top 20 ways Artificial Intelligence is advancing life sciences | Proclinical Recruitment Blogs. Proclinical. https://www.proclinical.com/blogs/2023-4/top-20-artificial-intelligence-life-sciences
- Davenport, T. H., & Kalakota, R. (2019). The potential for artificial intelligence in healthcare. Future Healthcare Journal, 6(2), 94–98. https://doi.org/10.7861/futurehosp.6-2-94
- Transforming healthcare with AI: The impact on the workforce and organizations. (2020, March 10). McKinsey & Company. https://www.mckinsey.com/industries/healthcare/our-insights/transforming-healthcare-with-ai
- Artificial Intelligence in Healthcare: Applications, Risks, and Ethical and Societal Impacts. (2022). https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2022/729512/EPRS_STU(2022)729512_EN.pdf
- THE IMPACT OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE ON THE DOCTOR-PATIENT RELATIONSHIP By Brent Mittelstadt, Senior Research Fellow and Director of Research at the Oxford Internet Institute, University of Oxford, © Council of Europe, December 2021. https://rm.coe.int/inf-2022-5-report-impact-of-ai-on-doctor-patient-relations-e/1680a68859
- Ftouni, R., AlJardali, B., Hamdanieh, M., Ftouni, L., & Salem, N. (2022). Challenges of Telemedicine during the COVID-19 pandemic: a systematic review. BMC Medical Informatics and Decision Making, 22(1). https://doi.org/10.1186/s12911-022-01952-0
- RG.RU. (2023, 24 октября) Для чего в российских регионах используют ИИ в медицине. https://rg.ru/2023/10/24/nejroseti-staviat-diagnoz.html