Иммерсивное лечение: применение технологий виртуальной реальности в здравоохранении
Виртуальная реальность (VR) — это искусственно созданный интерактивный мир, для погружения в который требуется специальный шлем (гарнитура), полностью заменяющий окружающее пространство иммерсивной симулированной виртуальной средой. VR-технологии активно используются в индустрии развлечений, однако в последнее время они начинают проникать в сферу здравоохранения и стремительно изменяют ее до неузнаваемости, предлагая инновационные способы диагностики, лечения и обучения пациентов. Эти технологии, позволяющие людям погрузиться в реалистичную и интерактивную виртуальную среду, обладают огромным потенциалом для будущей трансформации медицины.
Начало использования технологий виртуальной реальности в сфере здравоохранения
В медицине VR-технологии начали применять в 1990-х годах, чтобы обеспечить надлежащее качество обучения специалистов и успешное проведение хирургических операций1. Для развития инновационных медицинских технологий очень важны эффективная коммуникация и взаимодействие хирургов и других врачей, ученых, разработчиков и студентов. VR-технологии — это ценный инструмент, который объединяет все эти группы и помогает находить решения для существующих проблем в области здравоохранения1. Виртуальная реальность позволяет медицинским работникам моделировать медицинские процедуры, чрезвычайные ситуации и сложные анатомические структуры, создавая интерактивную среду для обучения, практики и внедрения инноваций. Сейчас невозможно не признать, что эти технологии играют важную роль в комплексном обучении медицинских специалистов и разработке оптимальных решений для организаций здравоохранения. К счастью, VR-технологии все чаще используются в медицине для повышения эффективности лечения пациентов, и это открывает перед врачами практически безграничные возможности.
Области применения технологий виртуальной реальности в сфере здравоохранения
VR-технологии используются в различных областях медицины, включая психотерапию, медицинскую реабилитацию, медицинские исследования и обучение. С помощью этих технологий можно симулировать реалистичные хирургические операции для безопасного обучения будущих хирургов без каких-либо рисков2,3. Кроме того, виртуальная реальность является ценным инструментом для обучения навыкам спасения жизни и оказания помощи при несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях. Еще одна область медицины, где применение VR-технологий выглядит весьма перспективным, — это диагностика. В некоторых случаях использование виртуальной реальности позволяет отказаться от КТ/МРТ, а также быстро выявлять признаки и симптомы заболеваний, для обнаружения которых обычно требуется время4,5. В психиатрии эти технологии применяются в экспозиционной терапии при различных психических заболеваниях, что снижает стоимость лечения и уровень риска, а также облегчает социальное взаимодействие в виртуальной среде и помогает в лечении психических расстройств6,7. VR-технологии также используются для интерактивных занятий лечебной физкультурой и анализа движения костей и суставов, поскольку они позволяют создавать реалистичные модели для эффективного отслеживания движений тела пациента8.
Ограничения технологий виртуальной реальности
VR-технологии могут использоваться во многих областях современной медицины, и их внедрение несомненно имеет много преимуществ. Заглядывая в будущее, можно сказать, что потенциальные преимущества применения технологий виртуальной реальности в здравоохранении безграничны. По мере развития технологий можно ожидать дальнейшего усовершенствования инструментов виртуальной реальности и появления новых возможностей для их применения. Однако у этих технологий есть свои ограничения. Одним из основных недостатков применения технологий виртуальной реальности в медицине является их высокая стоимость, которая мешает их широкому коммерческому внедрению1. Кроме того, использование VR-решений в процессе лечения пациентов может занимать много времени и требовать обширной программной и аппаратной поддержки1. Для получения данных пациентов с высоким разрешением требуются дополнительные расходы, а для хранения VR-изображений нужно много свободного серверного пространства. На данном этапе VR-технологии далеко не всегда помогают выявлять симптомы новых заболеваний и эффективны главным образом для анализа конкретных случаев1. Кроме того, при использовании виртуальной реальности степень точности лечения зависит от правильных движений тела пациента, что ограничивает возможности ее применения.
Однако непрерывное проведение масштабных исследований и интеграция с другими технологиями могут сделать виртуальную реальность более доступной и полезной для широких слоев населения.
Заключение
В заключение следует отметить, что VR-технологии устраняют препятствия, возникающие в области оказания медицинской помощи, и создают новые захватывающие возможности для диагностики, лечения и обучения. Благодаря иммерсивным и интерактивным возможностям, виртуальная реальность трансформирует такие области здравоохранения, как подготовка медицинских работников, лечение пациентов, обезболивание и телемедицина. По мере того как наука и технологии движутся вперед, перед нами открывается огромное количество потенциальных преимуществ применения виртуальной реальности в медицине. Нам еще предстоит узнать и понять, как эти технологии будут формировать будущее здравоохранения. Использование этих фантастических технологий может улучшить результаты лечения, повысить доступность медицинской помощи и произвести настоящий переворот в медицине.
Читайте также:
Использованы источники:
- Javaid M, Haleem A. Virtual reality applications toward medical field. Clinical Epidemiology and Global Health. 2020 Jun 1;8(2):600-5. doi: 10.1016/j.cegh.2019.12.010
- Haleem A, Javaid M, Vaishya R, Khan IH. Virtual reality applications in orthopaedics. Journal of Orthopaedics and Spine. 2019 Jul 1;7(2):83. doi: 10.4103/joas.joas_37_19
- Pan X, Hamilton AF. Why and how to use virtual reality to study human social interaction: The challenges of exploring a new research landscape. British Journal of Psychology. 2018 Aug;109(3):395-417. doi: 10.1111/bjop.12290
- Tyrrell R, Sarig-Bahat H, Williams K, Williams G, Treleaven J. Simulator sickness in patients with neck pain and vestibular pathology during virtual reality tasks. Virtual Reality. 2018 Sep;22:211-9. doi: 10.1007/s10055-017-0324-1
- Cooper N, Milella F, Pinto C, Cant I, White M, Meyer G. The effects of substitute multisensory feedback on task performance and the sense of presence in a virtual reality environment. PloS one. 2018 Feb 1;13(2):e0191846. doi: 10.1371/journal.pone.0191846
- Riva G. The key to unlocking the virtual body: virtual reality in the treatment of obesity and eating disorders. Journal of diabetes science and technology. 2011 Mar;5(2):283-92. doi: 10.1177/193229681100500213
- Valmaggia LR, Latif L, Kempton MJ, Rus-Calafell M. Virtual reality in the psychological treatment for mental health problems: An systematic review of recent evidence. Psychiatry research. 2016 Feb 28;236:189-95. doi: 10.1016/j.psychres.2016.01.015
- Farič N, Yorke E, Varnes L, Newby K, Potts HW, Smith L, Hon A, Steptoe A, Fisher A. Younger adolescents’ perceptions of physical activity, exergaming, and virtual reality: Qualitative intervention development study. JMIR Serious Games. 2019 Jun 17;7(2):e11960.doi: 10,2196/11960